История нашего FuckUp

Слышали когда-нибудь что такое FuckUp? Говоря простыми словами это провал, неудача или какая-то крупная ошибка. У всех когда-то случается свой ФакАп, не бывает тех, кто не ошибается и никогда не проваливается, ну разве что в кино🤠

Но самое важное это то, какие выводы вы делаете после своего провала, ведь ФакАпы на самом деле иногда имеют гораздо больший потенциал и могут дать вам, и научить вас гораздо большему, чем свалившейся на голову успех. Именно по этой причине в последнее время стало набирать большую популярность такое движение как Fuckup Nights – мероприятия на которых предприниматели, топ-менеджеры, звезды и просто успешные люди из разных сфер деятельности делятся своими провалами с остальными. Сейчас эти мероприятия проводятся на постоянно основе уже в более чем 100 городах мира, в том числе, и с недавнего времени, в Москве.

Что случилось у нас?

Так вот думаю, что и нам стоит рассказать про свой самый большой Fuck Up за время нашей предпринимательской деятельности. В нашем блоге мы не раз о нем вскользь упоминали, но не особо вдавались в детали и не раскрывали всей сути что было с этим проектом, так как не слишком то нам хотелось задевать этой темы и лишний раз говорить про неудачу. С другой стороны, по прошествии почти трех лет мы ясно и точно можем сказать, что этот кейс явился просто наикрутейшим опытом для нас, который значительно продвинул нас и вывел на новый уровень.

Итак, в далеких 2012-2013 годах мы стали присматриваться к иностранным брендам, которые бы, на наш взгляд, могли бы отлично зайти на российском рынке. Напомню, что доллар стоил тогда 30-32 рубля, российский рынок HoReCa (рестораны, кафе, отели) рос неплохими темпами, и в Россию продолжали успешно выходить новые иностранные бренды –Krispy Kreme, Cinnabon, Johny Rockets, Pinkberry, Shake Shack и тд.
Наш взгляд пал на кукисы – американское мягкое печенье, чрезвычайно популярное в Европе и США. Бизнес и продукт был похож на пончики типа того же Krispy Kreme и на булочки типа Cinnabon, которые в то время были очень популярны в России и росли просто бешеными темпами.

Мы пошли дальше

Стоимость франшизы уже существующих брендов в сфере кукисов составляла от 100 до 400 тыс. долл., а инвестиции в открытие первых точек еще порядка 200-300 тыс. долл. Таких денег у нас не было, поэтому единственным способом открыть сеть иностранных кофеен-кондитерских было привлечение инвестора. Один мой знакомый заинтересовался данным проектом и проявил желание инвестировать средства в вывод такой сети на российский рынок.

На первый взгляд все было хорошо, мы начали переговоры параллельно с несколькими сетями, у нас был бюджет на открытие, были оговорены условия по нашему участию и по нашей доле в проекте. Переговоры о покупке франшизы заняли более полугода, пришлось два раза летать в США и решать там некоторые вопросы при личном участии. В итоге, наш выбор пал на компанию Great American Cookies, так как они предложили нам лучшие условия по стоимости, роялти и по правам на территорию. На то время у данной компании уже было открыто более 200 заведений в 9 странах мира.

Стартуем

Подписав договор франшизы мы с головой погрузились в проект. Поехали на стажировку и двухнедельное обучение в США, где прошлись по всем аспектам ведения этого бизнеса, от финансов и бюджетирования до эргономики пространства и процессов приготовления продукции. Во время данного обучения решили даже взять на прокат машину и прокатится по соседним городам и штатам посмотреть как там работают франчайзи этой компании, а то у нас были сомнения что менеджмент компании показывает только самые лучшие и причесанные заведения сети.

Дальше мы приступили к решению проблем логистики продукции, прохождения таможенных процедур, поиску подходящего помещения для первой точки в Москве и т.д. Не могу сказать, что со стороны наших американских партнеров все было организовано на высшем уровне, проблем было очень много, но это уже другая тема для отдельного поста.
Так вот, далее началось самое интересное.
Наш инвестор вдруг начал активно вмешиваться в проект по тем вопросам, в которых он не имел ни опыта, ни профессионализма. Поставив ген директором своего человека он собственноручно, не дождавшись решения от нас, заключил договор аренды с торговым центром на совершенно диких и не выгодных для компании условиях. Часто, когда нам быстро нужны были средства на оборудование, стройку и другие траты – нам приходилось ждать деньги по 2-3 недели, что просто гробило наш график открытия.

Координация не пустое слово

В результате этих непонятных нерациональных решений, постоянного вмешательства в наши дела и простои с финансированием, компания дополнительно потратила почти 2 млн. рублей. В договоре, который мы заключили с инвестором, была четка прописана наша доля от проекта и наши обязанности по проекту, но мы совершили большую ошибку не зафиксируя там детально обязанности и зону вмешательства нашего инвестора. В этом была наша главная стратегическая ошибка. По сути мы не могли определять направление развития проекта и не могли принимать решения самостоятельно.

Добавить комментарий